Туристы оплатили бизнес-зал из-за задержки рейса: есть ли шанс на компенсацию?
Юристы рассказали, к кому обращаться в подобных случаях
Сразу две длительных задержки допустили египетские авиакомпании при рейсах из России и в нашу страну 9 января. Турагенты поделились проблемами: туристов, чей рейс из Казани в Шарм-эль-Шейх отложили на пять часов, не обеспечили напитками и питанием. А при опоздании вылета из египетского курорта в Москву на 17 часов возникли проблемы с гостиницей. Юристы рассказали Profi.Travel, есть ли шанс у россиян на компенсацию расходов и неудобств, и к кому стоит обращаться.
Утром 9 января более чем на пять часов задержался рейс Казань — Шарм-эль-Шейх SM 908 авиакомпании Air Cairo. По словам представительницы турагентства, туристов не обеспечили ни питанием, ни напитками. Сложность была в том, что клиенты — из Ижевска, в аэропорту они уже провели примерно 11 часов. В итоге пассажирам пришлось самим оплатить бизнес-зал, где они смогли покормить детей и уложить их спать. Турагент написала оператору, на что получила ответ: «К сожалению, мы не регулируем подобные моменты. Нужно обратиться в авиакомпанию напрямую (стойка в аэропорту либо на горячую линию)».
Как пояснили Profi.Travel юристы, если речь идет о турпродукте, можно обращаться с претензиями как в авиакомпанию, так и к туроператору. Однако не факт, что проход в бизнес-зал компенсируют.
«Если условия при задержке рейса не были выполнены авиакомпанией, то пассажир может их обеспечить себе самостоятельно и потребовать с перевозчика компенсацию. Если перелет был в составе турпродукта, то требования могут быть предъявлены как к авиакомпании, так и к туроператору», — уточнила юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская.
По ее словам, вопрос покупки прохода в бизнес-зал нужно обосновывать и пробовать предъявлять к компенсации, так как этот момент напрямую законом не урегулирован.
«Чтобы возместить убытки, важно доказать факт непредоставления услуг, кроме того, применительно к бизнес-залу может возникнуть вопрос о чрезмерности и неоправданности понесенных туристами расходов. В том случае, если билеты входили в состав туристского продукта, обращаться с претензией можно и нужно к туроператору», — подтвердила адвокат Клуба защиты прав туриста Маргарита Еремеева.
Второй случай произошел вечером 9 января: задержался рейс MS 727 авиакомпании Egypt Air, но уже из Шарм-эль-Шейха в Москву. Пассажирам предоставили питание и воду, разместили в гостинице, но лишь глубокой ночью. При этом спать взрослым туристам — отцу и сыну — пришлось на одной кровати, а на соседней находился незнакомый им коллега по несчастью. В этой ситуации, по словам юристов, шансов на компенсацию меньше. «Что касается правил расселения в отель при задержке рейса, то этот вопрос не регламентируется законодательством, обычно порядок предусмотрен правилами авиакомпании», — пояснила Мария Чапиковская.